Юбилей школы искусств
30 апреля Чусовская детская школа искусств праздновала свой 75-летний юбилей. Торжественный вечер удался, было много гостей и выпускников школы. Всем огромное спасибо за теплые слова поздравлений!
Подарок от семьи Горбуновых
— стихотворение написанное к юбилею школы искусств.
Поздравление от Лидии Борисовны Дмитриевой.
Здравствуй, моя родная школа, мои любимые педагоги, мои потрясающие ученики и их родители !!! Не даром говорят, что работа — это второй дом !Половину своего времени мы проводим на работе !Она (работа) занимает существенное место в нашей жизни ! А наша работа особенная… Каждый день мы находимся в храме удивительного искусства — МУЗЫКА !Каждый день очаровательные звуки касаются нашей души…Каждый день бальзамом ложатся в наши сердца…А потому очень важно, чтоб работа была любимой, уютной, комфортной и желанной… Именно таковым и было моё прибывание в ДШИ им. Балабан.На протяжении многих лет моя трудовая деятельность стала неотъемлемой частью от моей обычной жизни…Мои коллеги, ученики, их родители — стали мне как семья…Мы вместе переживали взлёты и падения…Делились радостью, а иногда и печалью…Хочу сказать огромное спасибо ВСЕМ моим ученикам за то, что имели желание учиться играть на духовом инструменте…Их родителям за то, что были ВСЕГДА рядом…Вы есть и будете в моём сердце…(со многими учениками и родителями мы до сих пор на связи). Поздравляю прекрасный педагогический коллектив ДШИ им. Балабан с весомой датой — 75-ти летием !!!Поздравляю обслуживающий персонал ДШИ им. Балабан с Юбилеем. В ваших руках чистота и уют школы.
С уважением и любовью Лидия Борисовна из С.Петербурга.
19.03.2021 г.
Поздравление от Попковой Елены Владимировны ( директор школы искусств имени Балабан в 2009-2012 гг.)
Летят поздравления с юбилеем со всех концов страны!
Благодарим Ирину Трошкову за поздравление.
Поздравление с юбилеем от Виктории Уральской.
Выпускник нашей школы — Антипов Александр поздравляет школу с юбилеем.
Поздравление с юбилеем от Яны Валерьяновны Мирошниченко.
В этом году юбилей школы 75 лет. От имени моей семьи хочу направить слова благодарности и признания всем преподавателям, работавшим в школе. Меня в школу привела моя мама. Ей в свое время музыкальный работник детского садика сказала, что у меня отсутствует напрочь слух, поэтому я не смогу учиться в музыкальной школе, а вот с чувством ритма все в порядке. Зря она это сказала моей маме. Мамочка решительно взялась за это досадное упущение и в результате привела меня в студию, где меня готовили к поступлению в музыкальную школу. В результате я успешно прошла испытания и была зачислена в музыкальную школу по классу фортепиано к Людмиле Ивановне Шиляевой, закончив школу в 1994 году. В моем аттестате была только четверка по сольфеджио, остальные экзамены были сданы на 5. Именно на ее уроках я обретала себя, как человека, ощущая свою душу, познавая свою духовную суть. Музыка, которую меня учила играть она, вызывала во мне самые лучшие, светлые чувства. Луценко Марина Николаевна учила меня сольфеджио и пению в хоре. Музыкальную литературу преподавала Рябова Ольга Владимировна. Помню, как занималась на уроках импровизации, будущего директора школы Елены Владимировны Попковой, которая также является выпускницей Шиляевой Людмилы Ивановны. Тогда не было компьютеров и интернета дома, чтобы можно было послушать шедевры музыки при выполнении домашнего задания. Я часами сидела в классе музыкальной литературы и слушала исполнения музыкальных произведений, чтобы в будущем на высоком уровне самой их исполнить. Это было прекрасное время. Все учителя относились ко мне с уважением, как к личности взрослого человека. И это было замечательно! Так получилось, что в жизни мне пришлось стать экономистом, финансистом, бухгалтером. Но в душе все еще играла музыка, спасая от эмоций и разочарований, помогая пройти сквозь жизненные обстоятельства. Когда я задумалась о том, чему и где будут учится мои дети, то конечно я привела их на дошкольное отделение своей родной школы искусств. Старший сына Владимир заканчивая это дошкольное отделение с радостью ко мне выбегая с занятия, заявил: «Мама я буду учиться играть на саксофоне!» Мы искали направление, куда он выразит желание пойти и развиваться в этом направлении, поэтому водили его на на футбол и на самбо и на спортивные танцы. А он сам нашел то, что ему по душе. Он с отличием закончил школу искусств по классу духовых инструментов. Слова благодарности за его успехи Лидии Борисовне Дмитриевой и Максимовой Анне Александровне. Лидия Борисовна преподаватель, которая зажгла желание играть и учиться этому дальше моему сыну. Она излучала такой энтузиазм и яркую выразительную любовь к инструменту и музыке, что сын Владимир и наш родственник Владимир Стеценко старались изо всех сил оправдать ее надежды и играть все лучше и лучше. Первый набор учеников был у Анны Александровны Максимовой и наш сын попал к ней в ученики. Она настолько тактично и с сестринской и материнской любовью относилась к ребятам, что мы воспринимаем ее, как свою родную, нашу. Потом ее на время декретного отпуска заменяла Лидия Борисовна. Лейла Алмазовна Нелюбина великолепно преподавала им сольфеджио. Чашникова Ирина Егоровна пригласила сына учиться вокалу, что он с успехом под ее руководством и делал. Вот уже и доченька Аленушка Горбунова, сын Мишенька Горбунов и доченька Ладушка Горбунова успешно учиться по классу фортепиано у Людмилы Ивановны Шиляевой, еще они рисуют под руководством Евгении Владимировны Третьяченко. И сын Мишенька Горбунов занимается в классе Исаковой Ольги Борисовны игре на аккордеоне, Аленушка играет на саксофоне у Анны Александровны и Ладушка учится играть на домре в классе Колесовой Ольги Вениаминовны. Как прекрасны семейные праздники, потому что дети с удовольствием показывают свои умения бабушкам на их радость, вызывая самые положительные эмоции и чувства. Спасибо вам огромное за это Учителя! Единственное, что хочу пожелать школе, так это создать Летопись школы, потому что мы ее выпускники, как часть огромного творческого потенциала нашего народа и поэтому мы все еще и ее история, а значит и история нашей родины, нашей страны. У каждого человека есть своя родовая история, а здесь история народа чусовской земли, выраженная в ее творческом эквиваленте. И пусть эта история длится вечно…
С уважением, Яна Валерьяновна Мирошниченко (в девичестве Симченко)
Поздравляет школу выпускник Евгений Красных.
МУЗЫКА ВСТУПАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ
1991 году педагоги музыкальной школы города Чусового стремительным броском заняли здание горкома КПСС. Все было организовано четко, как военная операция. Получили развед.данные. Вызвали подкрепление – родителей учеников. Собрали инструменты, ноты, книги и прочее иму- щество и перенесли все через дорогу из Дворца металлургов, приютившего школу еще в 1960-х, в трехэтажный дом по Ле- нина, 44 Дом, словно покинутая крепость, стоял пустой. В это время имущество партии делили по всей стране. 23 августа 1991-го, через два дня после подавления путча ГКЧП, вышел указ о приостановлении деятельности Коммунистической партии.Горкомы, райкомы, партийные дачи, дома отдыха и профилактории остались без хозяев. Властина местах ре- шали, кому что достанется. Добротные просторные помещения передавали больницам, учебным заведениям, учреждениям, общественным организациям, хотя чаще всего бывшие партийные кабинеты занимали сами чиновники.Желающих вселиться везде было больше, чем квадратных метров площади. Но музыканты Чусового не стали ждать у моря погоды. Они точно знали, какое место в городе занимает музыка.Да и власти города это понимали. Во всяком случае, мэр Чусового Виктор Бурьянов. Это он предупредил руководителей школы, что на горкомовскую недвижимость есть другой претенденти медлить нельзя. Педагоги не ушли даже ночью. Бродили по коридорам, обсуждали, где разместить пианистов, где – оркестровое отделение, где – фонотеку. Какие концерты можно устраивать в актовом зале! Поглядывали в окна и ждали, что будет. Было тревожно. Но городские власти, к счастью, приняли верное решение. Музыкальная школа прочно обосновалась в одном из лучших домов города. История сделала круг. С этого места когда-то и начиналось музыкальное образование Чусового.Чтобы какое-то дело завертелось, нужен тот, кто подаст идею, и те, кто ее поддержит.Вероятно, мысль учить чусовских детей музыке возникла у Натальи Павловны Вишневской.Пианистка, выпускница Ленинградской консерватории, была эвакуирована в Чусовой в 1942 году.В военные годы в городе оказались еще несколько замечательных музыкантов. Им было нужно дело. А какое дело может быть благороднее, чем передать свои знания следующим поколениям?В Чусовом было кому учить музыке, и желающие научиться тоже нашлись. Идею поддержали руководители завода и города. Чуть больше месяца прошло со дня Победы. 12 июня 1945 года исполком Чусового принял решение открыть музыкальную школу по классам баяна и фортепиано.Шефом школы стал ЧМЗ – завод купил инструменты, помог создать материальную базу духовного процесса.Размесили необыкновенное для трудного послевоенного времени учебное заведение в старом деревянном здании (бывшей школе № 1). «Теперь уже нет и следа школы, построенной в 1898 году (на ее месте стоит горком партии), а я хорошо помню теплые доски ее крыльца. Тогда школа делилась надвое, и в половине была музыкальная, а в другой – спортивная, и как-то они между собой ладили. И мы часто именно на крыльце читали известия с корейского фронта», –вспоминал Валентин Курбатов.
Ученики начали осваивать нотную грамоту и получать начальные уроки гармонии. С преподавателями им повезло. Это были люди глубоко и разносторонне образованные. Они не просто обучали играть на музыкальных инструментах, на детей влияли речь педагогов, их эрудиция, манера поведения. Школа давала прививку высокой культуры. Игре на фортепиано учили Наталья Вишневская и Фрида Хаджи‑Николова (до революции она окончила гимназию в Одессе, знала несколько языков). Муж Фриды Генриховны, Николай Афанасьевич, преподавал теорию музыки. Класс скрипки вел Григорий Степанович Баров, выпускник Королевской академии изящных искусств Бухареста. Первым директором школы стала Анна Александровна Бурдина. По образованию она была историком, а создание музыкальной школы открыло новую страницу истории города. Постепенно расширялась программа обучения. Наталья Вишневская начала преподавать музыкальную литературу и, поскольку в школе не было фонотеки, сама пела ученикам – песни, романсы и оперные арии. В тесных классах деревянной школы уместилось необъятное пространство мировой музыкальной культуры. Но тех, кто стремился получить музыкальное образование, здание еле вмещало. Преподавателей не хватало. Занятия шли в три смены.
В 1950 году пост директора занял Григорий Баров. За 18 лет его руководства школа превратилась в главный музыкальный центр Чусового. Без ее учеников и преподавателей не обходилось ни одно городское мероприятие. Приходили новые учителя, открывались новые направления и таланты, осваивались новые инструменты. Складывались музыкальные коллективы и традиции. Одна из них – возвращение в школу выпускников. Первый же выпуск дал школе двух преподавателей. Из фортепианного класса Натальи Вишневской Таисия Шепурова и Римма Серебрякова перешли в Пермское музыкальное училище, а потом вернулись в родную школу – учить других.
Для Риммы Григорьевны музыка стала не только профессией, но и судьбой. Она была музыкантом во втором поколении, дочерью скрипача. В школе стала пианисткой, в училище – дирижером хора. Даже с будущим мужем познакомилась в оркестре. Перед сеансами в кинотеатре «Луч» публика слушала музыкантов: Римма Серебрякова играла на фортепиано, Владимир Балабан – на трубе (во время службы в армии он был личным сигнальщиком маршала Жукова, а потом окон‑ чил Свердловское музыкальное училище). Этот семейный дуэт оказался очень важен для будущего школы, куда Владимир Федорович тоже пришел преподавать. Они всю жизнь находились на одной звуковой волне. Старенькое деревянное здание наконец снесли.
В 1964 году школа заняла 10 классов в только что отстроенном Дворце культуры металлургов.Но и там музыке оказалось тесно. В школе было уже 180 учеников. Занятия по‑прежнему шли в три смены, педагоги работали по 10–12 часов. Преподавал сольфеджио Алексей Николаевич Гайдуков. Заливались баяны в классах Николая Петровича Власова и Петра Степа новича Савельева. Пели скрипки, звенели гитары, звучало фортепиано. Стучали метрономы. Взмывали вверх дирижерские палочки. Дружно вступал хор. Звенели голоса солистов.
В 1968‑м Римма Балабан стала директором школы. Началась новая блестящая эпоха. За 20 лет под руководством Риммы Григорьевны учебный процесс значительно расширился и углубился. Открылись классы виолончели, домры, духовых инструментов. Требования к ученикам повысились. Дети понимали, что серьезные занятия музыкой требуют большого труда и дисциплины, но атмосфера в школе была по‑настоящему творческой, праздничной и легкой. На школьных вечерах ученики и педагоги не только исполняли серьезную музыку, но и участвовали в капустниках, разыгрывали юмористические сценки.
«Профессионализм – это не запись в трудовой книжке, а умение работать», – сформулирует потом принцип своей семьи музыкальный режиссер и композитор Сергей Балабан, сын Риммы Григорьевны и Владимира Федоровича. Он вырос в атмосфере искусства и просто не мог выбрать другое призвание. Окончил чусовскую музыкальную школу по классу скрипки, затем Пермское музыкальное училище, Гнесинку, Высшие режиссерские курсы в Москве. Руководил многими известными вокально‑хореографическими коллективами, был постановщиком многочисленных шоу (в том числе в Голливуде), стал обладателем престижных премий. И сыновья Сергея Владимировича продолжили музыкальную династию. Один из них – музыкальный режиссер на «Мосфильме», другой – солист театра «Геликон‑опера».
Музыка победила. В долгожданном 1945‑м, в революционном 1991‑м. Меняются ритмы времени, но музыка всегда побеждает. А там, где музыка, могут свободно развиваться и другие искусства. Скромное учебное заведение, которое ютилось когда‑то в маленьком ветхом здании, превратилось в Чусовскую детскую школу искусств имени семьи Балабан.
Там учат теперь не только музыке. В начале нового века открыты художественное и хореографическое отделения. В школе есть самые разные инструменты, стили и направления: от классики до эстрады, от джаза до компьютерной музыки. Там осваивают теорию и ставят мюзиклы. Создают творческие коллективы. Изучают журналистику, компьютерную графику, фольклор и искусство фотографии. Проводят экзамены, показы, выставки и творческие вечера. Ученики выезжают на пленэры и на гастроли, побеждают в конкурсах самого высокого уровня, играют в спектаклях, участвуют в концертах и творческих проектах.
За 75 лет музыкальное образование здесь получили 2215 детей, 285 выпускников выбрали своей профессией музыку или живопись. 70 процентов преподавателей школы – ее бывшие ученики. И учатся у них сегодня более 400 детей. Меняются поколения учеников, учителей и руководителей школы. В 1988 году директором стала Марина Семеновна Устинова (именно при ней школа получила собственное здание и превратилась из музыкальной- в «Школу искусств имени семьи Балабан»), в 2009‑м ее сменила Елена Владимировна Попкова (по ее инициативе была открыта Чусовская школьная филармония), с 2013 года школой искусств руководит Ольга Владимировна Рябова. На ней огромное хозяйство и огромная ответственность. Ведь предела совершенству нет, а гармония до конца непостижима.
В одной из своих затесей Виктор Астафьев точно сформулировал это: «Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, – той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует… Музыка возвращает человеку все лучшее, что есть в нем и пребудет на земле».
Текст К.Гашевой, редактор О.Сафрошенко, книга Чусовой. Культурный код.